История
В России
еще со времен Николая I существовал официальный запрет на выезд
евреев за определенную территорию (так называемая "Черта").
Сибирь принадлежала к "запретным" на въезд евреев зонам. Тем
не менее, численность иудеев в Сибири все время росла.
В начале
20 века евреи составляли 10% населения Иркутска. Еврейская община
в Иркутске была второй по численности конфессиальной и третьей
этнической группой населения города. Основу диаспоры составляли
ссыльные, каторжные, а также евреи, получившие право на повсеместное
проживание в пределах Российской империи – купцы первой гильдии,
мастера, ремесленники, евреи, имеющие высшее образование и ученые
степени т.п.
Таким образом,
костяк Иркутского еврейского общества составили люди образованные,
предприниматели, вольнодумцы и профессионалы в своем деле. Можно
сказать, что в Сибирь, в частности, в Иркутск стекался цвет
еврейского общества тогдашней России.
Сформировался
совершенно особый тип еврейского общества, так называемые "Сибирские
евреи". Здесь они чувствовали себя свободнее и полноправно общались
с представителями других национальностей. И вместе с тем свято
хранили обычаи своей веры.
Периодически
в Иркутской губернии производили переписи населения, в результате
которых выселялись целые семейства евреев с их привычного места
жительства. В начале 20 века было совершено несколько депортаций
евреев из Иркутска, так как они считались инициаторами общественных
беспорядков и пропагандистами революционных настроений.
Евреи составляли
в разные годы основной костяк иркутского купечества. Их численность
среди иркутских купцов доходила до 64%. Среди богатых предпринимателей,
купцов первой гильдии евреи составляли 81%.
Еврейскому
купечеству принадлежала большая часть магазинов и усадеб города,
составляющих сейчас архитектурную гордость Иркутска. Вот только
несколько достопримечательностей: Дом известного купца Д.М.Кузнеца,
благотворителя, мецената, образованнейшего человека. Дом Файнберга,
сейчас в нем располагается отдел редких книг библиотеки им.
И.И.Молчанова-Сибирского. Торговые магазины по улице Большой
(ныне – Карла Маркса), принадлежавшие известному меценату и
благотворителю С.Кальмееру (здания магазина "Елена", швейной
фабрики "Вид") и многие другие постройки.
Синагога
Здание синагоги
было заложено 10 мая 1878 года, закончено в 1879. Постройка
производилась на пожертвования будущих прихожан. Первое здание
не простояло долго и было уничтожено пожаром в 1882 году. В
здании совершили только одну службу – благодарственный молебен
в честь императора Александра II. К концу 1882 года синагога
была восстановлена в основном за счет горожан еврейского происхождения.
Большое участие принял в восстановлении молитвенного дома его
староста – иркутский купец первой гильдии Л.О.Лейбович. Синагога
была построена по проекту иркутского архитектора В.А.Кудельского.
Здание поражает своими размерами и интересной пластикой фасадов.
Синагога имеет Т-образный план. Постройку завершает шестиконечная
звезда, находящаяся на крыше здания.
На Саломатовской
улице, рядом с синагогой, располагались в основном усадьбы евреев.
На 1882 год в Иркутске евреям принадлежало 113 усадеб.
В середине
1890-х годов в синагоге появилась библиотека. Создателем ее
был И.Л.Нейман. Эта библиотека была известна как одна из самых
богатейших в Иркутске. К 1915 году в ней находилось более 4
000 книг. На содержание библиотеки постоянно поступали пожертвования
от членов еврейской общины. Еврейское погребальное братство
ежегодно отдавало библиотеке по 100 рублей. Члены общества приносили
и книги.
После упразднения
синагоги в 1932 году, ее библиотека была расформирована по городским
библиотекам, где и затерялась. Имущество синагоги, в том числе
и библиотека, было передано сначала музею атеизма, а потом в
Художественный и Краеведческий музеи города. В настоящее время
сохранились несколько книг из этой уникальной библиотеки. Древний
свиток Торы из синагоги сейчас находится в Научной библиотеке
Иркутского государственного университета.
В библиотеке
Молчанова-Сибирского также находятся некоторые книги из библиотеки
синагоги. Кроме того, в Иркутской областной публичной библиотеке
находятся Талмуд, Мишна, То-сефта и др. Пока из-за трудного
материального положения в Иркутской синагоге не предпринимаются
попытки вернуть хотя бы остатки библиотеки в хранилище собрания.
4 мая 1932
года президиум Восточно-Сибирского крайисполкома принял решение
о ликвидации еврейской синагоги. В здании были размещены государственные
учреждения. Во время войны и после в здании синагоги находились
различные общественные организации – Проектная организация,
один из филиалов Мединститута, общежитие Мединститута и др.
В 1947 г.
второй этаж синагоги вернули еврейской общине. Но до 1981 года
никакой активной деятельности в ней не велось. В 1981 году здание
синагоги реконструировали, однако ему требовался капитальный
ремонт.
С 1981 года
возобновились службы в помещении синагоги.
В 1993 году
здание синагоги было официально передано еврейскому религиозному
обществу.
В 90 годах
в синагоге произошел сильнейший пожар, на тушение которого понадобилось
восемь пожарных машин. Пожарным пришлось вскрыть купол и вылить
несколько тонн воды. Вслед за пожаром прихожанам пришлось ликвидировать
потоп. Здание, естественно, нуждалось и нуждается по сей день
в капитальном ремонте. Городская администрация выделяла средства
на проект реконструкции здания, однако денег на полноценный
ремонт до сих пор нет. Прихожане ничем существенным помочь не
могут – большинство из них пенсионеры и средств не имеют. Однако
находятся люди, которые помогают синагоге и небольшие косметические
работы по реконструкции все же проводятся.
В мае 1998
года на двух еврейских кладбищах произошел погром, милиция была
вынуждена взять под охрану синагогу и места захоронения. В Иркутской
синагоге это событие прокомментировали так: "Это было всегда.
Пусть борются с мертвецами. Это просто неумные люди, что сделаешь."
На вопрос о негативном отношении к евреям отвечали просто: "Сейчас
такого явного ненавистничества нет. Просто эти люди, которые
обычно занимаются подобным, сейчас имеют совсем другие заботы,
впрочем, как и наша община." Для общины главное сейчас – выжить
и сохранить себя как организацию, а это при нынешнем финансовом
положении очень непросто.
Община
Количество
верующих, посещающих синагогу, на конец XX века составляло более
300 человек. Сейчас – около 60 человек. В основном это люди
пожилого и пенсионного возраста и дети. Дети и внуки прихожан.
Есть и молодежь. Синагога не закрыта для посещения, потому ходят
все интересующиеся люди. Интересный факт – общину регулярно
посещают люди нееврейской национальности. Иудаизм стал для них
родной религией. В некоторых случаях они даже являются более
ревностными приверженцами учения, чем сами евреи.
Иркутская
синагога как нельзя более отвечает своему назначению – это не
храм, а общественное место для молитвы. Люди собираются, чтобы
пообщаться, совместно помолиться. Вообще, встречи в синагоге
должны происходить три раза в день, однако прихожане встречаются
два раза в неделю. В основном – в пятницу вечером и в субботу.
Кроме того, по праздникам.
Сейчас среди
прихожан синагоги практически не осталось людей, знающих язык
и обычаи своего народа. Годы советской власти сделали свое дело.
Поэтому ведется работа по восстановлению утерянных традиций.
При синагоге нет школы для детей, однако в Иркутске существует
еврейская школа, в которой учат детей языку и традициям еврейского
народа. В синагоге проходят уроки изучения Торы, на которые
можно придти и взрослым и детям. Кроме того, в Иркутске есть
Еврейское агентство для Израиля "Сохнут". Оно осуществляет обучение
языку, проводит лекции по культуре, истории и традициям еврейского
народа.
Синагога
поддерживает связи с другими еврейскими обществами в Сибири
и по России. Также – с Израилем. Но эти связи – скорее на личном,
чем на общественном уровне. Таковы традиции еврейского народа
– эти люди привыкли не терять друг друга, все время общаться
и налаживать контакты.
Синагога
поддерживает прихожан, как может. Небольшая материальная помощь,
при болезнях, затруднительном финансовом положении, помощь при
похоронах. Синагога осуществляет сбор пожертвований, которые
тратятся на поддержание здания в надлежащем состоянии.
При
создании статьи большую помощь оказали раввин Давид Дорохов,
координатор Сибирского отделения сети клубов изучения Торы,
председатель еврейского Культурного центра Ольга Моисеевна Сосна
и работники центра.
Юля
Сергеева
Пресса
-
Еврейская община в Иркутске
(полный вариант вышеприведенной статьи)
В
Сибири пекут мацу
-
"МАЗЛ ТОВ!", Или С Днем рождения по-иркутски
-
Еврейский Культурный Центр отмечает 10 лет
- "Евреем
быть прекрасно!"
-
Пасху или Песах начали отмечать накануне иудеи всего мира
-
Сегодня иудеи празднуют Пурим
-
В доме-музее им. Виталия Рогаля прошел литературно-музыкальный
салон, посвященный Празднику Света
-
Сегодня в иркутской синагоге сыграли настоящую еврейскую свадьбу
-
Пурим
-
Сегодня днем в иркутской синагоге произошел пожар
- Прогулки
по Иркутску. Саломатовская улица
-
Иркутская еврейская синагога
- Евреи дореволюционного
Иркутска: наброски к портрету
-
Синагога
|